Суть дела
В 2021 году житель Перми К., управляя автомобилем, был остановлен сотрудником ГИБДД. Инспектор потребовал пройти медосвидетельствование на состояние опьянения. К. отказался. Тогда сотрудник ГИБДД составил на него протокол по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ ( «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения»).
На основании этого протокола районный суд оштрафовал гражданина К. на 30 тыс. руб. и лишил его водительских прав на 1,6 года.
К. попытался оспорить решение суда, но ему отказали. Тогда он обратился с жалобой в ВС РФ, требуя признать решения судов предыдущих инстанций незаконными.
Позиция ВС
ВС РФ изучил материалы дела и признал, что решения предыдущих инстанций безосновательны.
ВС указал на то, что доказательством административного правонарушения является протокол, который составлен должностным лицом в соответствии с требованиями российского законодательства (ст.28.2 КоАП РФ), в том числе, им подписанный.
В данном деле установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении К. не подписан составившим его должностным лицом. В связи с этим протокол не является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении. Суды не учли этот момент.
Гражданин подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Если есть неустранимые сомнения в виновности гражданина, которого собираются привлечь к административной ответственности, то они толкуются в его пользу.
ВС РФ постановил прекратить производство по данному административному делу в связи с отсутствием допустимых доказательств административного правонарушения гражданина К.
Постановление Верховного суда РФ №44-АД22-17-К7 от 02 ноября 2022 года