Новости
02 октября 2024

Покупатель дорогого авто так и не смог доехать до пункта назначения на приобретенной в салоне машине.

18 сентября 2024

Причиной стала авария в системе отопления.

31 июля 2024

Фальшивый документ обнаружили сотрудники ГИБДД, а подтвердила экспертиза.

Акции и скидки

Услуга «Судебная экспертиза» скидка 5% — на повторный заказ, а также льготным категориям населения. Акция действует с 15.01.2024 г. по 31.12.2024 г. 

Экспертный центр / Статьи / Психолого-лингвистическая экспертиза: кто и зачем проводит?

Психолого-лингвистическая экспертиза: кто и зачем проводит?

23 апреля 2023

Психолого-лингвистическая экспертиза представляет собой исследование продуктов речевой деятельности на предмет их смыслового содержания и психологической направленности. Ее проведением занимается эксперт-лингвист, применяющий методы лингвистического анализа, и эксперт-психолог, использующий психологические методы выявления формируемых социальных установок и приемов психологического воздействия. Такой комплексный подход позволяет установить:

  • психоэмоциональное состояние человека;
  • коммуникативные намерения автора текста;
  • установки и идеологию, выраженную в текстовом материале;
  • воздействие, которое оказывает текст на читателя.

Данный вид экспертизы является относительно молодым, поскольку его методика окончательно оформилась только в 2014 году. В настоящее время психолого-лингвистическая экспертиза может назначаться по следующим видам дел:

  • экстремизм и терроризм;
  • пропаганда нацизма;
  • развратные действия в отношении несовершеннолетних;
  • коррупция;
  • пропаганда наркотиков;
  • оскорбление;
  • нарушение прав на товарный знак и др.

Проведение данной экспертизы по большинству дел может быть поручено как государственным, так и негосударственным экспертным организациям. Однако с недавнего времени проводить психолого-лингвистическую экспертизу по уголовным делам об экстремизме и терроризме могут только госучереждения.

Объектами исследования психолого-лингвистической экспертизы выступают различные текстовые материалы, а также графические и цифровые материалы, включающие речевой или текстовой компонент:

  • статьи в СМИ и Интернете;
  • публичная речь;
  • предсмертные записки;
  • объяснения и протоколы;
  • записи телефонных разговоров;
  • рекламные ролики;
  • видеозаписи допросов и следственных действий;
  • демотиваторы, мемы;
  • товарные знаки;
  • переписки в мессенджерах и соцсетях, комментарии в чатах и др.

Задачи 

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза позволяет решать более »глубокие» задачи, чем лингвистическая экспертиза текста. Если раньше проводили лингвистическую экспертизу оскорбления по текстовым материалам, то сейчас на исследование все чаще поступают видеоматериалы. Они дают полноценную картину поведения и эмоционального состояния коммуникантов, что требует включения психологического аспекта анализа. 

Например, при анализе переписок с несовершеннолетними на сексуальную тематику психолого-лингвистическая экспертиза позволяет установить не только смысловое содержание и коммуникативные намерения, но и выявить признаки оказания психологического давления на несовершеннолетнего — что особенно важно для квалификации развратных действий. А при исследовании аудио- и видеозаписей в рамках дел о коррупции комплексный подход обеспечивает не только решение задач сугубо лингвистического плана (установить тему разговора и речевые стратегии говорящего), но и позволяет выявить психологические приемы провоцирования. 

Вопросы, которые можно поставить перед экспертами

В рамках психолого-лингвистической экспертизы решаются следующие вопросы:

  • Содержатся ли в тексте высказывания, которые способствуют возбуждению ненависти (вражды) по признакам пола, расы, национальности, языка, религиозной принадлежности?
  • Содержатся ли в тексте высказывания, содержащие побуждение к совершению определенных действий?
  • Имеются ли признаки того, что один из участников диалога имеет властные полномочия в отношении обсуждаемой ситуации?
  • Имеются ли признаки зависимого положения участника разговора от собеседника?
  • Насколько схожее представление об обсуждаемой ситуации имеют участники диалога?
  • Какие ассоциации могут возникнуть у потребителей представленной на исследование рекламной продукции? и др.

Вывод

Таким образом, психолого-лингвистическая экспертиза обеспечивает выявление двух составляющих текстового материала — его содержания и социально-психологической направленности. Это позволяет всесторонне изучить продукты речевой деятельности и выявить больший объем юридически значимой информации, чем это было бы возможно в рамках одной только лингвистической экспертизы.

Поделиться в социальных сетях: